С 1 января 2020 года, в связи со вступлением в силу Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде», вводится обязанность для работодателей ежемесячно представлять в Пенсионный фонд России сведения о трудовой деятельности, на основе которых будут формироваться электронные трудовые книжки россиян.
Для этих целей индивидуальный лицевой счет дополняется новым разделом, содержащим сведения о приеме, увольнении, переводе работника, наименовании должности (профессии), а также основаниях кадрового мероприятия (дата и номер приказа).
Сведения о трудовой деятельности будут предоставляться страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице, находящемся с ним в трудовых отношениях, по установленной форме ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем.
Начиная с 1 января 2021 года данные сведения, в случаях приема на работу или увольнения, будут предоставляться не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего документа, являющегося основанием для приема на работу или увольнения.
В связи с введением электронных трудовых книжек страхователям-работодателям необходимо в течение 2020 года осуществить ряд мероприятий по реализации норм Трудового кодекса Российской Федерации, включающие:
- Подготовку, принятие или изменение локальных нормативных актов: внесение изменений (при необходимости) в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации; обеспечение технической готовности к передаче сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационную систему Пенсионного фонда Российской Федерации.
- Уведомление по 30 июня 2020г. работников в письменной форме об изменениях законодательства, связанных с формированием сведений об их трудовой деятельности в электронном виде, а также о праве работника на ведение работодателем трудовой книжки на бумажном носителе по заявлению работника и о том, что в случае непредставления такого заявления до 1 января 2021 года ведение трудовой книжки на бумажном носителе прекращается и она будет выдана ему на руки.
Ведение сведений о трудовой деятельности лиц, впервые поступающих на работу с 1 января 2021 года, будет осуществляться в электронном виде и трудовая книжка на бумажном носителе на указанных работников не будет оформляться.
Работодатель будет обязан предоставить работнику (за исключением случаев, когда в отношении работника ведется трудовая книжка по старому образцу) сведения о трудовой деятельности за период работы у работодателя способом, указанным в заявлении работника (на бумажном носителе или в форме электронного документа):
— в период работы — не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления;
— при увольнении — в день прекращения трудового договора.
За ненадлежащее исполнение страхователем обязанности по представлению сведений о трудовой деятельности, должностное лицо такого страхователя несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства.
В случае если страхователем неоднократно в течение года будет совершено правонарушение по предоставлению отчетности по установленной форме, то должностное лицо такого страхователя привлекается к административной ответственности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Просмотреть сведения электронной книжки можно будет в личном кабинете на сайте Пенсионного фонда России или на портале Госуслуг, а также через соответствующие приложения для смартфонов.
При необходимости сведения электронной трудовой книжки будут предоставляться в виде бумажной выписки. Предоставить ее сможет как работодатель, у которого в настоящее время работает сотрудник, так и бывший работодатель (по последнему месту работы), а также управление Пенсионного фонда России, многофункциональный центр Госуслуг (МФЦ). Также сведения электронной трудовой книжки можно будет получить на портале Госуслуг и через личный кабинет на сайте ПФР.
В связи с тем, что сведения о трудовой деятельности работника в соответствии со статьей 66.1 ТК РФ ведутся работодателем с 1 января 2020 года и передаются в базу данных, формирование которой только происходит, рекомендуем при проведении разъяснительной работы с членами Профсоюза обращать их внимание на необходимость сохранения трудовой книжки в бумажном виде и подачи работодателю соответствующего заявления.
В приложении к данному письму имеется образец уведомления работника, который Вы можете использовать, а информацию для памятки взять из текста нашего письма.
Более подробная информация представлена на официальном интернет-сайте ПФР http://www.pfrf.ru/etk/.