Игры с буквами


1. Игра. Нарисовать для букв домики и ходить друг к другу в гости.

Тем самым учиться составлять слоги. Пусть буква (А) придет в гости к букве(М). Они подружатся и получиться слог МА и т.д.

 

2. Игра «Найди Букву»

-Ребята, давайте поиграем , будем находить предметы, название которых начинается на букву (к) (или любую другую букву), эти предметы находятся в этой комнате.

3. Игра «Мимика»

Педагог без голоса произносит звуки [а, о, у, и, ы, э, б, в, г, д, з, к, л, м, р, п, х]. Дети отгадывают звук и называют соответствующую букву. В игре можно использовать карточки с буквами: дети называют букву, соответствующую звуку, который «произносит» педагог, и показывают её на карточке.

4. Игра «Угадай, какая буква»

Карточки с изученными буквами складываются стопкой. Верхняя карточка пустая. Педагог медленно отодвигает её, открывая букву, написанную на следующей карточке. Дети соревнуются в том, кто первый отгадает эту букву.

5. Игра «Назови букву»

Педагог выкладывает на столе карточки с буквами оборотной стороной вверх. Ребёнок подходит к столу и берёт любую карточку так, чтобы остальные дети не видели букву. Потом называет слово, которое начинается на эту букву. Дети должны отгадать букву, которая написана на карточке.

6. Игра «Найди пару»

Педагог раскладывает на столе карточки из двух одинаковых наборов букв (по 10-15) оборотной стороной вверх. Ребёнок берёт две карточки. Если на них разные буквы, он кладёт карточки на место и ход переходит к другому игроку. Если на карточках одинаковые буквы - забирает их себе и берёт две другие карточки. Во время игры ребёнок называет все буквы, которые видит.

Побеждает тот, кто наберёт больше всех карточек с одинаковыми буквами.

Вариант игры для детей 4-5 лет: карточки с буквами лежат изображением вверх.

7. Игра «Угадай букву»

Педагог называет слово. Ребёнок выбирает из карточек ту, на которой написана буква, с которой начинается (или заканчивается) это слово.

8. Игра «Я был в цирке и видел...»
Карточки с буквами лежат в стопке. Участники игры берут карточки по очереди и называют слова,не только существительные, на заданную букву. Например, на "К": клоуна, кареглазую гимнастку, красный занавес, козу... Варианты игры: "Я был на море и видел..."


9. Игра «Путешествие»
Наш корабль отправляется в Индию. Что с собой возьмём на букву "К"?

(Кота, кактус и т.д.) Нижняя палуба заполнена! На верхнюю палубу складываем всё на букву "С"! и т.д.

Игра «Магазин»
Для игры понадобятся бумажные пакеты для покупок или подарков, карточки с буквами и слогами на каждого игрока. В центре стола складываются карточки с картинками или вырезки из каталогов. Игроки по очереди выбирают из пакета свою букву и ищут в центре стола картинку- покупку, которую забирают себе и кладут в пакет. если игрок не может найти нужную картинку, значит "уходит из магазина без покупки". В конце игры покупки подсчитываются.

11. Игра «Найди на картинке»

(любая сюжетная картинка)

12. Игра-разминка "Алфавит"

-Чтобы сильным стать и ловким
Приступаем к тренировке

А – Букву А узнать её легко
Ноги ставит широко

Б – Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развёл
Видно ключик не нашёл
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать

В – Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревце
Ветер тише, тише, тише,
Деревце всё выше, выше, выше.

Г – Гриша шёл, шёл, шёл.
Белый гриб нашёл
Раз грибок, два грибок
Положил их в кузовок

Е – Еле, Еле, Еле, Еле,
Завертелись карусели
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.

М – Мы проверили осанку,
И свели лопатки.
Мы походим на носках
А сейчас на пятках.

К - Поднимаем плечики,
Прыгаем кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок
Сели, травушку покушали

Т- тишину послушали.
Тише, тише, высоко
Прыгай на носках легко.

Я – Я иду и ты идёшь – раз, два, три.
Я пою и ты поёшь – раз, два, три.

Мы идём и мы поём – раз, два
Мы идём и мы поём – раз, два, три.

Очень дружно мы живём – раз, два, три.

13. Игра с мячом.

 Один игрок бросает другому мяч и называет слог, другой должен продолжить слово:  Ко- мар,- са,- рова; са-...;де-...

14. Игра «Хлопушки – топотушки»
На доске написано пять букв. Педагог объясняет правила игры: если он указывает указкой на букву А, нужно хлопнуть в ладоши, если на букву С - топнуть, на букву К -поднять руки вверх и выполнить движение «фонарики», на букву Р - встать, на букву Я - закрыть лицо ладонями.
Темп игры выбирает взрослый.


15. Игра «Живая азбука»
Педагог предлагает каждому ребёнку «оживить» одну из букв: Г, 0, Т, Р, У, К, Е, 3, X, Ъ, Ф, В, Л, Э, Я, Ч, С, Ь. Дети пытаются изобразить буквы любыми способами: с помощью жестов, поз и т.д. Затем педагог предлагает детям разбиться на пары или тройки и, используя гимнастическую палку, показать буквы Ц, Ш, Щ, Ы, Д, Ж, М, И, Ю.

16. Игра «Шнурки»

Педагог раздаёт детям по одному цветному шнурку или цветной нитке пряжи (20-30 см) и предлагает выложить на столе буквы.

Для букв Ю Ы Щ Ж Д Ф Й понадобится три шнурка.



17. Игра «Волшебники»
Педагог рисует на доске букву( или простым карандашом на бумаге) и предлагает превратить её в другую букву. Чтобы это сделать, ребёнок добавляет или стирает в букве какие-либо элементы.

Превращения букв:
А-Л
3-В
К-Ж
И-Й
Л-М
Н-Ч
Р-Ф
Ц-Щ
Ш-Щ
Э- О
Е-Ё, Г
П-Д, Г
Г - Т, Р, Ф
Ы - Ь, Ъ, Б
Б - В, Г, Ь, Е, Ё, Ы
О - Р, Ф, Ь, Б, Ы, С, В, 3, Ъ, Э, Ю, Я

18. Игра «Напиши букву»

Писать буквы на подносе с песком